В предыдущей статье мы говорили, что у инспекторов появились новые рекомендации, как собирать доказательства того, что плательщик выходит за пределы своих прав, когда формирует налоговую базу и рассчитывает налог. Проще говоря, занимается агрессивной налоговой оптимизацией.
Как было сказано, данные рекомендации ФНС выпустила в виде Письма ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123
В данном письме налоговая подробно и по пунктам расписала свою интерпретацию статьи 54.1 НК. Данная статья содержит новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами. По мнению налоговых экспертов, новый подход позволит «забыть» о позитивных для плательщиков позициях по делам о фирмах-однодневках и налоговой реконструкции. (определение Верховного суда от 29.11.2016г по делу №А40-71125/2015, постановление Президиума ВАС от 03.07.2012 по делу №А71-13079/2010-А17).
Обратите внимание! Все проверки после 19 августа 2017 года заканчивают и начинают по новым правилам. Это касается как выездного, так и камерального контроля.
Что это значит. Если выездная проверка у вас началась даже 18 августа, то в решении по ней вы не найдете понятий и подходов, сформированных ранее в постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53. Словосочетаний «необоснованная налоговая выгода» и «осмотрительность в выборе контрагента» в них не предполагается, зато появится «сознательное умышленное искажение фактов хозяйственной деятельности».
Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (Закон «О бухгалтерском учете»).
Искажение — мнимость факта хозяйственной жизни или его притворность.
В первом случае фирма либо полностью скрывает факт, либо имитирует его, тогда как на самом деле его не было. Например, заявляет расходы на услуги по перевозке товара, хотя на самом деле никуда его не перемещает. Во втором — придает реальному событию иной правовой вид или контекст. Например, заключает посреднический договор вместо купли-продажи.
В письме делается акцент на то, что проявлять осмотрительность в выборе контрагентов по-прежнему очень важно. Налоговикам будет необходимо доказать свою осмотрительность.
Инспекции стало выгодно найти умысел, так как искажения — это умышленные сознательные действия. Они могут быть совершены в разных формах:
— дробление бизнеса, чтобы остаться на спецрежимах;
— работа с однодневками;
— искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок и льгот и т. д.
Чтобы доказать умысел, нужно выявить обстоятельства, которые его прямо подтверждают. Причем недавно в письме налоговая служба публично заявила, что теперь основная цель проверок — доказать умысел в каждом случае неуплаты налога (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).
Допрос, и еще раз допрос!
Чтоб доказать умысел, основным инструментом станут допросы, они позволяют получить свидетельские показания у широкого круга лиц. На допросы и для пояснений пригласят директора, главбуха или рядового бухгалтера, других руководящих сотрудников компании.
Если полученная информация не сойдется с данными инспекции или показаниями свидетелей, контрагентов, то на допрос вызовут еще раз. Игнорировать вызов нельзя. Это влечет административный штраф.
Если директора или главбуха вызвали на допрос повторно, значит, его показания не сходятся с данными инспектора. Такое несоответствие может закончиться для фирмы готовым обвинением в умышленном искажении фактов. А это предполагает увеличенный штраф — 40 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора, страхового взноса.
Обвинение налоговой в умышленном искажении фактов и согласованности действий должно быть обоснованным!
Сама по себе подконтрольность — не повод обвинить фирму в умышленном искажении фактов. В актах и решениях инспекторы должны не просто привести перечень сделок, в которых плательщик получил налоговую экономию, но указать, как именно он повлиял на результат и условия экономической деятельности. И привести доказательства этих действий..
Если речь идет о лицах, которые формально независимы, налоговая будет искать доказательства, что их действия согласованны. Обычно на это указывает характер движения денежных средств и товара. Например, транзит денег и последующая обналичка, перепродажа ценностей через посредников.
Неравные силы проверяющих и налогоплательщиков. Подтвердить действительность расходов сложнее, чем их недействительность.
Учесть расходы и применить вычет НДС плательщику не дадут, если инспекция заподозрит, что:
1)цель сделки — сэкономить на налогах (а потому налогоплательщикам сразу рекомендовано продумывать деловую цель каждой сделки.)
2)договор исполнила не его сторона или не тот, кто должен это сделать за нее по условиям соглашения или по закону (чиновники это доказывают с помощью пропусков на объекты для работников, журналов регистрации въезжающего транспорта, опросов рабочих, занятых на производстве, и т. п. Не используйте единые IPадреса, не храните печати и документацию контрагента в своих помещениях)
Чтобы лишиться расходов и вычетов, достаточно обвинений по одному пункту. Но чтобы отстоять их, придется убедить налоговую инспекцию, что оба утверждения неверны.
О нереальности сделок.
Компании вправе проводить свои сделки так, как они считают нужным. Но если в выбранном фирмой варианте оформления сделки есть признаки искусственности, она, скорее всего, нереальна. Нереальность сделки приравняли к неисполнению ее стороной договора. Доказывать это станут с помощью пояснений от тех, кто имеет любую информацию о сделке, осмотров, сопоставлений объема товара и размера складских помещений, анализа документов, инвентаризации имущества.
Положительным осталось пожалуй то, что презумпцию добросовестности никто не отменял. Поэтому доказывать злоупотребления обязана инспекция.
comments powered by HyperComments
Подпишись и получи Видеозапись семинара (+презентацию)
"Налоговые риски: почему взаимозависимость организаций - это опасно?"
Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.