Для кого: работодателям, бухгалтерам, безнесенам.
Фабула: К нам обратилась фирма с другого города за юридической помощью.
Проблема: Уменьшить или отменить штраф, предъявленный со стороны ПФР за ошибки в персучете.
Ошибки обнаружены и исправлены обществом своевременно и самостоятельно (путем подачи дополняющей формы СЗВ — М), до того, как были обнаружены пенсионным фондом.
В штате фирмы находится немалое количество сотрудников. Бухгалтер фирмы своевременно подала исходящую форму СЗВ-М. Позже (за пределами срока подачи СЗВ –М), была представлена «дополняющая» форма «СЗВ-М» на 35 застрахованных лиц (которые работали по гражданско-правовому договору), данные о которых отсутствовали в посылке с «исходной» формой СЗВ-М, то есть посылка с «исходной» формой СЗВ-М содержала неполные сведения.
На основании этого, в отношении Общества в соответствии с ч. 3. Ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 г №27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» была возложена ответственность в виде штрафа в размере 17 500 рублей.
Общество обжаловало данный штраф в вышестоящий ПФР, но жалоба осталась без удовлетворения.
На спорные правоотношения распространяется закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ) и закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее ФЗ №27-ФЗ).
Из закона:
В силу статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ » наша фирма является страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст. 14).
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер
налогоплательщика. Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из вышеприведенных норм, ПФР вынесло решение о привлечении к ответственности в виде штрафа 17 500 рублей за не предосталвение своевременно сведений о 35 застрахованных лиц (которые работали по гражданско-правовому договору и которые не вошли в исходящую форму СЗВ-М). (500 *35=17 500).
Наши действия:
Изучив законодательство и судебную практику, наша фирма подготовила жалобу в вышестоящий ПФР.
Основными доводами жалобы явились:
1. Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом Закон не содержит никаких ограничений на представление дополняющей СЗВ-М после 10-го (в настоящее время, 15 ) числа. (ст. 15 Закона №27-ФЗ)
2.Пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного приказом Минтруда № 766 н от 21.12.2016 указывает на то, что Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Цитата из ответа ПФР: «п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного приказом Минтруда № 766 н от 21.12.2016, применяется в случае, если уточнения страхователем представлены в отношении застрахованных лиц, сведения на которых представлялись в «исходной» форме».
Позиция ПФР сводится к тому, что избежать штрафа можно только в том случае. Если изначально (в исходящей форме СЗВ-М) подавались сведения на 35 человек и в дополняющей форме также содержались сведения об этих 35 лицах, но скорректированные. Однако же подача в дополняющей форме сведений о новых лицах не допускается.
Фонд указал, что штраф не назначат, если компания корректирует ранее представленные сведения по конкретному физическому лицу. Если же предприятие включит в корректировочную форму новых застрахованных лиц, то штраф обеспечен.
(Данная позиция изложена в письме ПФР от 28.03.2018г №19-19/5602. )
Изучив материалы судебной практики, мы пришли к выводу, что суды (в том числе Верховный Суд РФ) придерживаются иной точке зрения.
Позиция судов, сводится к тому, что дополняющая форма СЗВ-М призвана не только для того, чтоб исправить сведения о ранее представленных сведениях о застрахованных лицах, но и иметь возможность внести в нее совершенно новых лиц (которые не фигурировали в исходящей форме СЗВ-М).
См:
Стоит отметить, что не все суды придерживаются данной точке зрения (хотя по Поволжью у нас практика именно такая), однако, помните, даже если суд полностью не признает решение ПФР незаконным, всегда есть возможность снижения сумм вынесенного штрафа и за права всегда нужно бороться.
Мы подготовили заявление с ссылками на многочисленную судебную практику и с множеством аргументов, подтверждающих нашу позицию.
Результат: Заявление принято и назначено рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Без единого судебного заседания, арбитражный суд вынес решение в пользу фирмы, чьи интересы мы представляли. Мы выиграли!
Отметим, что по данному делу в пользу фирмы нам также удалось взыскать с ПФР расходы на оказание услуг представителей.
Не смотря на ссылки ПФР о том, что дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон и без проведения судебного заседания, и на то, что фактически услуги представительства не были оказаны, суд взыскал представительские в полном объеме.
Суд указал: учитывая предмет спора (о признании ненормативного правового акта недействительным), объем совершенных представителем процессуальных действий, действий по сбору доказательств и изучению арбитражной практики, суд не находит заявленную к взысканию сумму расходов на оплату услуг представителя чрезмерной!
comments powered by HyperCommentsПодпишись и получи Видеозапись семинара (+презентацию)
"Налоговые риски: почему взаимозависимость организаций - это опасно?"
Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.