Должна ли организация, оказывающая услуги общественного питания, платить взносы за негативное воздействие на окружающую среду?

Автор статьи:

Ирина Горшкова

25.03.2019

Фабула:

  • — Фирма зарегистрирована с сентября 2018года.
  • — Основным видом деятельности общества является организация услуг общественного питания (ОКВЭД 56.29). Производство и продажа пиццы.
  • — Деятельность осуществляется по месту регистрации юридического адреса на основании договора аренды. На Арендодателя возложена обязанность по вывозу бытового мусора.
  • — Фактически в деятельности фирмы образуются лишь твердые коммунальные отходы, связанные с производством продуктов питания и предоставлением услуг в сфере общественного питания (нестандартный мусор и строительный мусор отсутствует).

Вопрос: Должна ли организация общественного питания платить взносы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вопрос №2: Если кроме бытовых твердых отходов в деятельности организации общественного питания образовался нестандартный или строительный мусор (после ремонта) возникает ли обязательство по оплате взносов за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду).

Законодательство:

  • — Закон «Об охране окружающей среды»;
  • — Закон «Об отходах производства и потребления».

Логично, что платить за негативное воздействие должен тот, кто его оказывает. Может ли обычная пиццерия оказывать негативное воздействие?

В соответствии с ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • — выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • — сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • — хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Рассмотрим именно последний вид негативного воздействия (размещение отходов), так как о выбросе загрязняющих веществ в воздух и воду даже и речи не идет.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. (ст. 16.1 закона).

Данное положение корреспондирует ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

То есть, как следует из норм закона, если предприятие общепита производит только твердые коммунальные отходы, то платить за их размещение не нужно, эта обязанность возлагается на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (здесь речь идет об организации, с которой заключен договор на вывоз мусора).

К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП, и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывод: Из формулировок российского законодательства следует, что если от деятельности предприятий общепита формируются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то, вносить соответствующую плату они не должны.

Поскольку обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц и предпринимателей, от хозяйственной деятельности которых образуются отходы, за исключением твердых коммунальных отходов, некрупные предприятия общепита вполне могут подойти под этот случай-исключение. Обязанность внесения платы за названный вид отходов, возложена на операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ну а если кроме бытовых твердых отходов в деятельности организации общественного питания образовался нестандартный или строительный мусор (после ремонта). Как быть здесь?

В ст. 4.2. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 26.12.2001г. №7-ФЗ ( изм. от 29.07.2018 N 252-ФЗ), указаны категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Закон делит такие объекты на четыре категории:

1. Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории.

2. Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории.

3. Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории.

4. Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации….хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Для отнесения объектов к 4 категории необходимо наличие одновременно следующих критериев:

1) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (отсутствуют выбросы радиоактивных веществ);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

(Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, 2, 3 и 4 категорий»).

Полагаем, что по вышеперечисленным двум критериям, пиццерии также могут относиться к объектам 4 категории и следовательно платить взносы за негативное воздействие на окружающую среду.

И все таки, если есть сомнения, мы рекомендуем:

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды», закреплено право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, необходимо обратиться в Росприроднадзор.

В ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности заявителя Росприродназхор исходя из соответствия критериям, может присвоить предприятию определенную категорию. Или же вовсе отказать в регистрации по причине отсутствия оснований для постановки на учет объекта как загрязняющего. Объекты негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставятся. Например, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений, то такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 и письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 № АС-06-02-36/3591).

На основании вышеизложенного, составление грамотного запроса в Росприроднадзор, совсем не будет лишним.

comments powered by HyperComments

Похожие новости

Можно ли использовать хозяйственное партнерство для общепита?

Вопрос: Возможно ли использовать организационно–правовую форму хозяйственное партнерство в деятельности общепита. Ответ: Правовое регулирование данной формы происходит в рамках Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» ( далее ХП) Закон подробно регламентирует вопросы деятельности и создания ХП. Вся деятельность ХП может регулироваться локальным документом – соглашением об управлении хозяйственным партнерством, в котором будут предусмотрены все интересующие стороны моменты. Плюс соглашения в том, что сторонами его могут быть не только участники ХП, но и . . .
11.03.2019
ЧИТАТЬ

Почему важно идти руководителю, а не послать бухгалтера?

Многие предприниматели скидывают все налоговые заботы на бухгалтера и думают по принципу: “Пусть он сам во всем разбирается, он же в этом специалист”.
26.09.2017
ЧИТАТЬ
Остались вопросы? Напишите нам!

Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.

Подпишись и получи Видеозапись  семинара (+презентацию)
"Налоговые риски: почему взаимозависимость организаций - это опасно?"

Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.