Ошибка в персучете (форма СЗВ -М) не всегда повод для штрафа со стороны ПФР

Автор статьи:

Ирина Горшкова

19.03.2019

Для кого: работодателям, бухгалтерам, безнесенам.

Фабула: К нам обратилась фирма с другого города за юридической помощью.

Проблема: Уменьшить или отменить штраф, предъявленный со стороны ПФР за ошибки в персучете.

Ошибки обнаружены и исправлены обществом своевременно и самостоятельно (путем подачи дополняющей формы СЗВ — М), до того, как были обнаружены пенсионным фондом.

В штате фирмы находится немалое количество сотрудников. Бухгалтер фирмы своевременно подала исходящую форму СЗВ-М. Позже (за пределами срока подачи СЗВ –М), была представлена «дополняющая» форма «СЗВ-М» на 35 застрахованных лиц (которые работали по гражданско-правовому договору), данные о которых отсутствовали в посылке с «исходной» формой СЗВ-М, то есть посылка с «исходной» формой СЗВ-М содержала неполные сведения.

На основании этого, в отношении Общества в соответствии с ч. 3. Ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 г №27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» была возложена ответственность в виде штрафа в размере 17 500 рублей.

Общество обжаловало данный штраф в вышестоящий ПФР, но жалоба осталась без удовлетворения.

Правомерен ли данный штраф?

На спорные правоотношения распространяется закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ) и закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее ФЗ №27-ФЗ).

Из закона:

В силу статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ » наша фирма является страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст. 14).

Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер

налогоплательщика. Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Исходя из вышеприведенных норм, ПФР вынесло решение о привлечении к ответственности в виде штрафа 17 500 рублей за не предосталвение своевременно сведений о 35 застрахованных лиц (которые работали по гражданско-правовому договору и которые не вошли в исходящую форму СЗВ-М). (500 *35=17 500).

Наши действия:

Изучив законодательство и судебную практику, наша фирма подготовила жалобу в вышестоящий ПФР.

Основными доводами жалобы явились:

1. Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом Закон не содержит никаких ограничений на представление дополняющей СЗВ-М после 10-го (в настоящее время, 15 ) числа. (ст. 15 Закона №27-ФЗ)

2.Пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного приказом Минтруда № 766 н от 21.12.2016 указывает на то, что Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Что ответил пенсионный фонд?

Цитата из ответа ПФР: «п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного приказом Минтруда № 766 н от 21.12.2016, применяется в случае, если уточнения страхователем представлены в отношении застрахованных лиц, сведения на которых представлялись в «исходной» форме».

Позиция ПФР сводится к тому, что избежать штрафа можно только в том случае. Если изначально (в исходящей форме СЗВ-М) подавались сведения на 35 человек и в дополняющей форме также содержались сведения об этих 35 лицах, но скорректированные. Однако же подача в дополняющей форме сведений о новых лицах не допускается.

Фонд указал, что штраф не назначат, если компания корректирует ранее представленные сведения по конкретному физическому лицу. Если же предприятие включит в корректировочную форму новых застрахованных лиц, то штраф обеспечен.

(Данная позиция изложена в письме ПФР от 28.03.2018г №19-19/5602. )

Изучив материалы судебной практики, мы пришли к выводу, что суды (в том числе Верховный Суд РФ) придерживаются иной точке зрения.

Позиция судов, сводится к тому, что дополняющая форма СЗВ-М призвана не только для того, чтоб исправить сведения о ранее представленных сведениях о застрахованных лицах, но и иметь возможность внести в нее совершенно новых лиц (которые не фигурировали в исходящей форме СЗВ-М).

См:

  • — Постановление Четвертого Арбитражного Апелляционного суда от 12.07.2017г. по делу №А78-1989/2017г.,
  • — Определение ВС РФ от 13.02.2018г. №302-КГ17-22454;
  • — Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2017г. по делу № А72-11128/2017;
  • — Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2018г. №306-КГ7-21843;
  • — Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09 февраля 2018г. № Ф06-29617/2018 Дело № N А12-14745/2017;
  • — Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2018г. № N Ф06-29506/2018 Дело № А12-21069/2017; — Постановление 20 ААС от 18.10.2017 по делу N А54-3773/2017; — Постановление 18 ААС от 16.10.2017 по делу N А07-16148/2017; — Постановление 17 ААС от 11.10.2017 по делу N А60-24770/2017; — Постановление 6 ААС от 11.10.2017 по делу N А04-5753/2017).

Стоит отметить, что не все суды придерживаются данной точке зрения (хотя по Поволжью у нас практика именно такая), однако, помните, даже если суд полностью не признает решение ПФР незаконным, всегда есть возможность снижения сумм вынесенного штрафа и за права всегда нужно бороться.

Мы подготовили заявление с ссылками на многочисленную судебную практику и с множеством аргументов, подтверждающих нашу позицию.

Результат: Заявление принято и назначено рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Без единого судебного заседания, арбитражный суд вынес решение в пользу фирмы, чьи интересы мы представляли. Мы выиграли!

Отметим, что по данному делу в пользу фирмы нам также удалось взыскать с ПФР расходы на оказание услуг представителей.

Не смотря на ссылки ПФР о том, что дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон и без проведения судебного заседания, и на то, что фактически услуги представительства не были оказаны, суд взыскал представительские в полном объеме.

Суд указал: учитывая предмет спора (о признании ненормативного правового акта недействительным), объем совершенных представителем процессуальных действий, действий по сбору доказательств и изучению арбитражной практики, суд не находит заявленную к взысканию сумму расходов на оплату услуг представителя чрезмерной!

comments powered by HyperComments

Похожие новости

Остались вопросы? Напишите нам!

Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.

Подпишись и получи Видеозапись  семинара (+презентацию)
"Налоговые риски: почему взаимозависимость организаций - это опасно?"

Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.