Должна ли организация, оказывающая услуги общественного питания, платить взносы за негативное воздействие на окружающую среду?

Автор статьи:

Ирина Горшкова

25.03.2019

Фабула:

  • — Фирма зарегистрирована с сентября 2018года.
  • — Основным видом деятельности общества является организация услуг общественного питания (ОКВЭД 56.29). Производство и продажа пиццы.
  • — Деятельность осуществляется по месту регистрации юридического адреса на основании договора аренды. На Арендодателя возложена обязанность по вывозу бытового мусора.
  • — Фактически в деятельности фирмы образуются лишь твердые коммунальные отходы, связанные с производством продуктов питания и предоставлением услуг в сфере общественного питания (нестандартный мусор и строительный мусор отсутствует).

Вопрос: Должна ли организация общественного питания платить взносы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вопрос №2: Если кроме бытовых твердых отходов в деятельности организации общественного питания образовался нестандартный или строительный мусор (после ремонта) возникает ли обязательство по оплате взносов за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду).

Законодательство:

  • — Закон «Об охране окружающей среды»;
  • — Закон «Об отходах производства и потребления».

Логично, что платить за негативное воздействие должен тот, кто его оказывает. Может ли обычная пиццерия оказывать негативное воздействие?

В соответствии с ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • — выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • — сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • — хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Рассмотрим именно последний вид негативного воздействия (размещение отходов), так как о выбросе загрязняющих веществ в воздух и воду даже и речи не идет.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. (ст. 16.1 закона).

Данное положение корреспондирует ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

То есть, как следует из норм закона, если предприятие общепита производит только твердые коммунальные отходы, то платить за их размещение не нужно, эта обязанность возлагается на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (здесь речь идет об организации, с которой заключен договор на вывоз мусора).

К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП, и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывод: Из формулировок российского законодательства следует, что если от деятельности предприятий общепита формируются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то, вносить соответствующую плату они не должны.

Поскольку обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц и предпринимателей, от хозяйственной деятельности которых образуются отходы, за исключением твердых коммунальных отходов, некрупные предприятия общепита вполне могут подойти под этот случай-исключение. Обязанность внесения платы за названный вид отходов, возложена на операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ну а если кроме бытовых твердых отходов в деятельности организации общественного питания образовался нестандартный или строительный мусор (после ремонта). Как быть здесь?

В ст. 4.2. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 26.12.2001г. №7-ФЗ ( изм. от 29.07.2018 N 252-ФЗ), указаны категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Закон делит такие объекты на четыре категории:

1. Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории.

2. Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории.

3. Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории.

4. Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации….хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Для отнесения объектов к 4 категории необходимо наличие одновременно следующих критериев:

1) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (отсутствуют выбросы радиоактивных веществ);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

(Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, 2, 3 и 4 категорий»).

Полагаем, что по вышеперечисленным двум критериям, пиццерии также могут относиться к объектам 4 категории и следовательно платить взносы за негативное воздействие на окружающую среду.

И все таки, если есть сомнения, мы рекомендуем:

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды», закреплено право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, необходимо обратиться в Росприроднадзор.

В ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности заявителя Росприродназхор исходя из соответствия критериям, может присвоить предприятию определенную категорию. Или же вовсе отказать в регистрации по причине отсутствия оснований для постановки на учет объекта как загрязняющего. Объекты негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставятся. Например, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений, то такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 и письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 № АС-06-02-36/3591).

На основании вышеизложенного, составление грамотного запроса в Росприроднадзор, совсем не будет лишним.

comments powered by HyperComments

Похожие новости

Может ли Арендодатель отказать в размещении рекламы на фасаде?

Очевидно, что грамотная, достоверная и качественная реклама – залог успешного развития бизнеса и одно из средств его идентификации. Проблема: А что делать, если вы, обладая бизнесом, заключили долгосрочный договор аренды нежилого помещения, арендуете крупную площадь (здание, помещение) под этот самый бизнес, хотите разместить на нем наружную рекламу, а Арендодатель (собственник помещения) отказывает вам в размещении наружной рекламы – что существенно ударяет по вашему бизнесу. Общая информация: Статья 19 Закона «О рекламе»:  Наружная реклама и установка . . .
07.06.2019
ЧИТАТЬ

Почему ВАЖНО пойти на семинар о налоговой оптимизации и быть в курсе последних изменений в НК РФ?

И меняются они чуть ли не каждый месяц. Квалификация сотрудников ФНС постоянно растет, программные комплексы анализа правонарушений улучшаются, а суды по формальным основаниям (ну что срок нарушили на пару дней или какой-то документ не вовремя вручили) уже не отказывают налоговой инспекции во взыскании недоимки.
26.09.2017
ЧИТАТЬ
Остались вопросы? Напишите нам!

Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.

Подпишись и получи Видеозапись  семинара (+презентацию)
"Налоговые риски: почему взаимозависимость организаций - это опасно?"

Отправляя заявку Вы автоматически подтверждаете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности.